Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Подростковый возраст - один из самых сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 11 до 15 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды [2].
Все чаще наблюдается повышенный уровень тревожности, который негативно сказывается на развитии личности. Тревожность может существенно влиять на самооценку, мировоззрение, поведенческие реакции, взаимоотношения с другими людьми. Тревожность характеризуется как состояние, при котором человек постоянно ожидает неприятностей, неблагоприятного исхода событий. С одной стороны, это предохраняет его от необдуманных поступков, предотвращает многие риски. С другой стороны, это может быть причиной нерешительности, не готовности к активным действиям. Высокий уровень тревожности негативно сказывается на всех видах деятельности ребенка, существенно снижает мотивацию. При высоком уровне тревожности ребенок переключается с мотивации достижения успеха на мотивацию избегания неудач. Также стоит отметь, что тревожность может быть ситуативной и личностной. Ситуативная тревожность рассматривается как временное состояние, возникающее при определенных обстоятельствах. Тогда как личностная уже закрепляется как индивидуально-психологическое качество ребенка [1].
Проблематика исследования. Повышенный уровень тревожности может негативно отражаться на индивидуальном физическом и психическом здоровье личности, так и на социальных контактах, успешности личности в определенных видах деятельности. Все это указывает на необходимость своевременной коррекции выявленных нарушений. Тем не менее, в настоящее время все еще недостаточно разработаны средства коррекции тревожности, нет единых стандартов, алгоритмов коррекции. Существующие публикации в основном принадлежат зарубежным авторам. Среди них практически не затрагивается вопрос коррекции тревожности у подростков. Известно, что арт-терапия обладает огромным коррекционным потенциалом. Тем не менее, не разработано ни единой программы коррекции тревожного поведения подростков средствами арт-терапии.
Цель работы: разработать программу коррекции тревожности у подростков средствами арт-терапии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности психического развития подростков
2. Охарактеризовать особенности проявления тревожности у подростков.
3. Охарактеризовать основные средства арт-терапии и их коррекционные возможности.
4. Разработать программу коррекции тревожности у подростков с использованием арт-терапии.
Объект исследования: арт-терапия как средство коррекции тревожности у подростков.
Предмет исследования: программа коррекции тревожности подростков с использованием арт-терапии.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что специально разработанная программа коррекции тревожности с использованием средств атр-терапии может стать эффективным средством снижения уровня тревожности у подростков.
Методы исследования: анализ литературных источников, метод теоретического, системного анализа и обобщения, метод логических заключений, метод экспертных оценок, эмпирические методы.
Новизна исследования. Обобщены литературные данные, касающиеся особенностей тревожности подростков. Проанализирован опыт применения различных средств арт-терапии в коррекционной работе. Разработана программа психологической коррекции тревожности у подростков (с элементами арт-терапии).
Теоретическая значимость исследования. Проблема тревожности и ее коррекции у подростков фактически недостаточно изучена в отечественной психологии, что и обусловило актуальность темы нашего исследования. Теоретические разделы психологии пополнятся соответствующими выводами и заключениями по данной теме.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегии воспитательного процесса подростков, для коррекции тревожности. Результаты могут быть полезными для разработки психологического сопровождения, консультирования подростков и их родителей. Результаты могут использоваться педагогами для разработки практических занятий, семинарских и лабораторных занятий, составления лекций, для написания методических рекомендаций и практических пособий.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей развития тревожности в подростковом возрасте
1.1. Психологические особенности подростков
К подростковому периоду относят детей в возрасте от 11 до 15 лет. Это сложный период в развитии личности. В это время происходит половая идентификация, формируются эмоции. Для этого периода характерна эмоциональная нестабильность, изменчивость настроения [1]. Для подросткового периода характерен ряд сложнейших физиологических преобразований, происходит гормональная перестройка организма. Это является основанием для формирования психологических преобразований и возникновения новообразований.
Основным новообразованием подросткового возраста является зарождение чувства взрослости. Именно в этот период ребенок переходит из мира детей в мир взрослых, входит в общество взрослых в качестве полноценного участника отношений и жизни. При этом важно то, что с внешней стороны подростка ничего не меняется, меняется только его психологическое состояние. Социальное положение подростка также остается неизменным. Ребенка начинает смущать такое же поведение родителей, которые по-прежнему продолжают относиться к нему, как к ребенку. Несмотря на то, что ребенок многие вещи делает самостоятельно, без посторонней помощи и вмешательства, многое ему все же не позволяется [2].
Подростковый период в литературе характеризуется как кризисный период, наиболее уязвимый период жизни человека. Это обусловлено физиологическими, а также социальными факторами. В первую очередь на человека оказывают воздействие такие факторы, как семья, школа, компания друзей, молодежные движения и субкультуры, собственная личность подростка [4].
Человек как индивид сознает себя намного раньше, чем он успевает осознать свои личностные качества и по достоинству их оценить. В результате возникает дисбаланс между соотношением телесных и моральных свойств личности. Эти элементы являются важными составляющими «я - концепта», на основе которого и происходит дальнейшее развитие и самосознание личности.
В подростковом возрасте девушки и юноши уделяют чрезмерное внимание развитию собственного тела, внешности, сравнивая себя с существующими стереотипами «женственности» и «мужественности». Порой эти стереотипы навеивают подростку неправильное понимание окружающей действительности. Если подросток обнаруживает собственное отличие от этого самого эталона, он начинает комплексовать по этому поводу, недооценивает себя [3].
Как правило, эталоны в подростковом возрасте противоречат общепринятым образцам красоты. Часто появляются искаженные, неприемлемые вкусы. При этом зачастую у подростка с нормальной адекватной внешностью развивается заниженная самооценка. Подросток с вызывающей, иногда даже аморальной внешностью и поведением может вызывать симпатию сверстников, и становится самоуверенным, с завышенной самооценкой.
В подростковом возрасте часто встречается синдром дисморфофобии. Это связано с тем, что внешность наиболее важна для подростка. Все, что имеет отношение к внешности затрагивает самосознание личности. Учителям, родителям, сверстникам необходимо знать об этом и учитывать при общении с подростком. Невнимательность, неуважительное отношение к внешности может оскорбить и ранить чувства подростка, вызвать в нем беспокойство, тревожность. В тяжелых случаях может понадобиться помощь психотерапевта. Без постороннего вмешательства такое состояние может перерасти в устойчивый комплекс, заниженную самооценку [5].
У мальчиков самым частым источником тревоги является недостаточный, по их мнению, рост. Многие юноши и девушки болезненно реагируют на появление прыщей, угрей и т. д. Важной проблемой является
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов - СПб.: Речь, 2008.- 174с.
2. Зеленкова И. В. Изотерапия в работе с девиантными подростками // Московский государственный областной социально-гуманитарный институт.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2007.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: «Речь», 2000.
5. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
6. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. 2-е изд., Питер, С.-Петербург, 2002
7. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.:Медицина, 1985. - 304 с.
8. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб: Питер, 2000.
9. Котов В.П., Мальцева М.М., Клинические аспекты первичной профилактики опасных действий психических больных. - М., 2004.- 37 с.
10. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. - СПб.: Речь, 2007. - 192 с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: «Педагогика». 2010г. 287с.
12. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Издательство «Наука». 2011г. 234с.
13. Столин В.В. Самосознание личности М.: МГУ. 2012г.180с.
14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.2013г. 321с.
15. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М.:ИПП. 2009г. 281с.
16. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения М.: «Педагогика». 2012г. 212с.
17. Ермолаева М.В. Психология развития. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2000г. 186 с.
18. Кон И.С. Психология ранней юности М.: «Просвещение». 2013г. 210 с
19. Фельдштейн Д.М. Психология взросления. М.: МПСИ «Флинта». 2013г. 203.с
20. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //«Вопросы психологии». 2000. № 4. 28 – 38с.
21. Каган М.С. Особенности самосознания подростков М. 1973г.154 с.
22. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту/ под редакцией И.В.Дубровиной. М.: «Педагогика». 2013г. 254 с.
23. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 2014г. - № 3. - 43-52 с.
24. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение М.: НПО «МОДЭК». 2012. 234 с.
25. Психология современного подростка / Под редакцией Д.М. Фельдштейна. М.: «Педагогика». 2011г.256 с.